🕉 Единство всего сущего 🕉
В знаменитом гимне «Пуруша-сукта», который и поныне ежедневно произносится каждым набожным брамином, ведийский пророк, быть может впервые в истории человечества, высказал мысль об органическом единстве всей вселенной. Вот некоторые строфы этого гимна.
«У Человека тысяча голов, тысяча глаз, тысяча зубов; он покрывает землю со всех сторон и простирается на десять пальцев за ее пределы.
Человек — это все то, что есть, и все то, что будет; управляя бессмертием, он и все то, что произрастает благодаря пище.
Таково его величие; и Человек еще более велик: весь сей мир — это четвертая часть его; три четверти бессмертны на небе.
Ибо на три четверти Человек уходит вверх: но одна четверть его остается здесь и затем распространяется повсюду на живой и лишенный жизни мир».*
Все существующее — земля, небеса, планеты, боги, живые и неживые объекты — понимается здесь как части одной великой личности (пуруша), которая проникает собою весь мир и в то же время всегда остается вне его. В пуруше все, что есть, было и будет, — едино. Этот гимн представляет собой поэтическую проницательность, раскрывающую не только вселенную — как единое органическое целое, но также и верховную реальность — как имманентную, так и трансцендентную; бог проникает собою весь мир, но в то же время он не исчерпывается миром и остается вне его.
В западной теологии эта концепция называется панентеизмом (pan — все, en — в, theos — бог), не путать с пантеизмом: не всё равно богу, но всё есть в боге, который более велик, чем всё.
📜 Чаттерджи С., Датта Д. «Введение в индийскую философию» (1955 : 293-294).
*Ригведа, X, 90 в переводе М. Н. Петерсона.